Кейс-задача 1

Вы молодой учитель, которому на второй год предложили взять классное руководство в 5 классе. По отзывам учителя, который был в начальных классах, этот класс активно участвует в спортивных мероприятиях. Вы проводите мероприятие, где учащимся предлагается выступить с творческим номером.  Через полгода Вы понимаете, что не смогли найти подход ни к ученикам, ни к родителям. Ученики и родители не выполняют предъявляемых Вами требований.

Почему учитель не справился? Что должен сделать учитель, чтобы его признали ученики и родители?

Ответ: Так как класс спортивно ориентирован, но желательно было проводить мероприятие, связанное со спортом. Обязательно пригласить родителей поучаствовать. Начало 5 класса –период адаптации для учащихся, нужно уделять им больше внимания, проводить классные часы, при необходимости беседовать индивидуально. Важное условие – умелое предъявление с первых дней педагогических требований к учащимся. 

Кейс-задача 2

Как правило, классные руководители – это учителя-предметники. Часто бывает, что классный руководитель, если он учитель иностранного языка, информатики, встречается только с половиной класса.

Что нужно сделать классному руководителю, чтобы узнать вторую половину класса? Какая деятельность будет самой эффективной?

Ответ: Необходимо проводить встречи со всем классом в первые месяцы после уроков ежедневно. Внеурочная деятельность, в которой принимает участие весь класс.

Кейс-задача 3

Вы классный руководитель в 7 классе. По плану воспитательной работы Вы хотите собрать класс после уроков для проведения классного часа, беседы по теме. Вы сталкиваетесь с такой проблемой: невозможность собрать класс в полном составе в силу внеурочной загруженности детей (одни убегают в музыкальную школу, другие – в спортивные секции и т.д.).

Как сделать так, чтобы во время классного часа присутствовали все дети? Как добиться посещения классных мероприятий без ущерба посещения кружков?

Ответ: Во-первых, постараться выбрать время и день, удобные для большинства учащихся. Во-вторых, заинтересовать учащихся, чтобы они сами захотели прийти. Предложить учащимся самим выбрать день или решить это совместно.

Кейс-задача 4

Среди года увольняется учитель, который был классным руководителем в 8 классе. Ученики очень любили своего классного руководителя. Вам предлагают взять классное руководство в этом классе. Класс настроен враждебно.

Как должен себя вести классный руководитель?  Не обращать внимание на поведение учеников? Ничего не делать? Просто числиться классным руководителем? Попытаться найти контакт с учениками?

Ответ: Конечно нужно попытаться найти контакт. Объяснить, что учитель уехал по очень важным причинам, но Вы постараетесь следовать традициям класса. В этой ситуации особенно важно сохранять спокойствие и самообладание.

Кейс-задача 5

Необходимой предпосылкой формирования ученического коллектива является организация самоуправления в классе и воспитание актива.В 5 классе классный руководитель предлагает учащимся выбрать старосту класса и актив класса. Но те ученики, кого учитель хотел бы видеть в активе, стесняются или очень заняты во внеурочной деятельности и не принимают предложения классного руководителя. Сами учащиеся предлагают кандидатуру активного, но не очень ответственного ученика.

Как поступить в данной ситуации? Кого следует выбрать учителю старостой класса и в актив класса?

Ответ: В актив класса необходимо взять кандидатуру, которую предлагают сами ученики. В актив класса нужно предложить и тем ученикам, которые стесняются, хотя обязательно справятся с поставленной задачей. Хорошо, если ученики предложат не одного, а несколько кандидатур. Поначалу можно назначать старосту из актива класса каждый месяц, через некоторое время понаблюдать и еще раз спросить учащихся. Возможно тогда Вы сможете выбрать нужного старосту класса.

Кейс-задача 6

Вы – классный руководитель 9-го класса. Один из учеников класса сообщил Вам, что несколько человек из класса регулярно собираются за школой после уроков. Он не знает зачем они собираются, но думает, что они там курят. Вы попытались узнать у самих учащихся, они отказались объяснить, что делали за школой.

Какие Ваши действия как классного руководителя? Вызвать родителей? Отправить к директору/завучу?

Ответ: Поговорить с учениками еще раз, постараться вызвать их на откровенный разговор. Если подтвердиться, что они курили, объяснить, что это вредно. Потом провести классные часы, на которых доступно показать, что это вредно для здоровья. Возможно пригласить врача на классный час.

Кейс-задача 7

Вы заметили изменения во внешнем облике и стиле одежды у одного из учеников Вашего класса. У него изменилось поведение. Он стал замкнутым, стал хуже учиться, перестал проявлять интерес к мероприятиям, которые проводились в классе. Иногда даже пропускал занятия.

Назовите возможные причины поведения подростка. Предложите свое решение данной ситуации.

Ответ: Вызвать родителей и аккуратно поговорить, не замечали ли они изменений в поведении. Возможно ученик начал использовать наркотики, или какая то психологическая травма. В зависимости от причины, действовать дальше совместно с родителями.

Кейс-задача 8

Каждое утро классный руководитель встречает детей своего 7 класса в фойе школы, чтобы поприветствовать детей и оценить их внешний вид. Классный руководитель всегда говорила ученикам и родителям о необходимости носить форму, иметь опрятную прическу. Но одна ученица класса пришла в школу с зелеными волосами и очень длинными ногтями зеленого цвета. На замечание классного руководителя ответила, что это ее личное дело как ходить в школу. Мама ей разрешает носить такую прическу и ногти. Классный руководитель вызывает в школу маму.

Смоделируйте свое поведение на месте классного руководителя в данной ситуации.Приведите 3 аргумента, которые может использовать классный руководитель в воспитательной работе с учащимися своего класса, чтобы данная ситуация не повторилась.

Ответ: Прежде всего необходимо объяснить маме и девочке, что существует правило, как нужно ходить в школу. Есть такое понятие как дресс-код. Это значит не только носить правильную одежду, но и выглядеть соответственно. Обязательно провести классный час, пригласить завуча, который расскажет о правилах в школе. Возможно пригласить стилиста, который покажет, как можно выглядеть модно без зеленых волос.

Кейс-задача 9

Во время дистанционного обучения классный руководитель проводит классный час, на котором решаются не только текущие вопросы, но и проводит беседу о том, как надо себя вести на уроках, которые проводятся в дистанционном формате. Неожиданно в чате стали появляться неприличные реплики. Учитель попыталась выяснить личность ученика, кто писал эти реплики. Когда это сделать не получилось, она прекратила общение с классом.

Смоделируйте свое поведение на месте классного руководителя в данной ситуации. Правильно ли повел себя классный руководитель?

Ответ: Прежде всего необходимо удалить того, кто пишет. Рассказать о необходимости включать камеры, чтобы учитель мог видеть, кто присутствует. Назначить классный час еще раз в другой день, чтобы ученики поняли, что нет необходимости срывать классный час. Иначе придется встречаться не один раз, а несколько раз.

Кейс-задача 10

На перемене мальчик и девочка 6 класса громко спорят. Классный руководитель выяснил, что мальчик уронил и разбил телефон девочки. Мальчик уверял, что все произошло случайно.

Что нужно сделать, чтобы ситуация не вышла из-под контроля, и родители девочки не потребовали денежную компенсацию? Как объяснить детям, что любую проблему необходимо решать спокойно, без споров.

Ответ: Обязательно необходимо провести беседу с детьми, успокоить. Телефон действительно мог случайно упасть. В школу лучше не носить телефон совсем. Если родители дали, чтобы девочка могла позвонить после уроков, то его не нужно вытаскивать. Потом обязательно провести классный час и рассказать о правилах поведения в школе, о том, что можно и что нежелательно приносить в школу. Учитель должна связаться с родителями обоих учеников и тоже побеседовать.