Электронный учебный курс

Электронный учебный курс (ЭУК) – это образовательное электронное издание, или информационная система комплексного назначения для реализации дидактических возможностей средств информационно-коммуникационных технологий и поддержки учебного процесса в учреждениях общего, специального, профессионального образования, а также для самообразования в рамках учебных программ, в том числе нацеленных на непрерывное образование.

С точки зрения информационно-коммуникационных технологий ЭУК – это информационная система (программная реализация) комплекс-ного назначения, обеспечивающая посредством единой компьютерной программы, без обращения к бумажным носителям информации, реализацию дидактических возможностей средств ИКТ во всех звеньях дидактиче-ского цикла процесса обучения:

  • постановку познавательной задачи;
  • предъявление содержания учебного материала;
  • организацию применения первично полученных знаний (организацию деятельности по выполнению отдельных заданий, в результате которой происходит формирование научных знаний);
  • обратную связь, контроль деятельности учащихся;
  • организацию подготовки к дальнейшей учебной деятельности (задание ориентиров для самообразования, для чтения дополнительной литературы).   

При этом ЭУК, обеспечивая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляет теоретический материал, организует тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции.

Электронный учебный курс может иметь встроенные механизмы адаптации под нужды конкретного учащегося, делающие процесс обучения более индивидуальным, а значит и более эффективным. Эти механизмы должны учитывать возможные различия между обучаемыми, определяющие разницу в восприятии учебного материала. В современном мире большое разнообразие ЭУК, на основе их мы можем выделить положительные и отрицательные характеристики.

Основные преимущества:

  1. Предлагаемое разнообразие программ и курсов. Дистанционное образование предлагает огромный спектр выбора онлайн-курсов, сегодня каждый студент может найти любую интересующую его тему, начиная от сельского хозяйства, заканчивая медициной.
  2. Более лояльные расходы на обучение. Онлайн-курсы – более доступный вариант обучения, т.к. оплата значительно меньше. Отпадает необходимость посещать учебные заведения, тратиться на учебные материалы, все это доступно благодаря режиму онлайн времени. Кроме этого, многие университеты начинают принимать кредиты на получения с помощью онлайн образования.
  3. Комфортные условия обучения. Лекционный и другой материал предоставляется студенту в электронном виде, который выполняется и отсылается обратно т.е. походы в учебное заведение исключаются, и задания могут выполняться в любое удобное время.
  4. Более тесное взаимодействие с преподавателями, общение в открытых дискуссиях на сайте и широкие возможности сосредоточиться. Это скорее преимущество для застенчивых и робких студентов, им предлагается возможность поучаствовать в опросах, предложениях, обсуждениях процесса обучения, дискутировать по трудному материалу и т.д. в онлайн-режиме, что дается легче, чем в классе с присутствием других людей. Также некоторые учащиеся утверждают, что при изучении на ЭУК проще сосредоточиться, потому что не приходится отвлекаться на других студентов. Еще один положительный момент – проявление сотрудничества, т.е. студенты участвуют в обсуждениях, обмениваются идеями, тем самым начинают делиться своими знаниями и опытом.
  5. Дополнительное образование. Студенты могут одновременно работать и учиться благодаря ЭУК, повышать свои знания, что в последующем влияет на карьерный рост.
  6. Повышение квалификации. Имеются широкие возможности повысить свою квалификацию уже имеющейся профессии или получить дополнительные более глубокие знания, без отрыва от работы.
  7. Отсутствие каких-либо требований. Все, что нужно для регистрации – Интернет. Также отсутствуют ограничения по поводу возраста, образования и т.д.

Основные недостатки:

  1. Массовость курсов. Соотношение преподавателей и студентов во всех учебных заведениях должно быть пропорциональным, чтобы обеспечивать качественное образование всех учащихся. Преподаватель имеет возможность выявить и работать с более слабыми студентами в стенах университета, система ЭУК это исключает, так как на онлайн-курсы записывается огромное количество студентов. Проработать с такой массой не под силу штатным преподавателям, выявить слабого и сильного студента не представляется возможным, в результате чего студенты учатся сами по себе т.е. отсутствует индивидуальный подход к студенту.
  2. Проблемы с мотивацией. Отсутствует мера штрафов за незавершенность обучения. Огромное количество начинающих бросает обучение из-за отсутствия мотивации. При окончании традиционного университета существует перспектива будущего трудоустройства, и по окончании выдается диплом сертифицированного образца. В случае не завершения обучения студенту грозит отчисление, без выдачи какого-либо документа. Из этой проблемы вытекает и следующий недостаток.
  3. Незавершенность курсов. Согласно данным статистики около 90% зарегистрировавшихся не завершает курсы до конца. Это объясняется тем, что многие люди записываются на ЭУК из любопытства, и в конце интерес к обучению иссякает.
  4. Качество системы оценивания и качество предлагаемых материалов. При электронном обучении исключаются практические и лабораторные занятия, необходимые для закрепления теоретического материала. Наблюдаются пробелы в оценивании, которое производится компьютером, как следствие – проблема оценивания огромного числа научных и творческих трудов. Отсутствует контроль над полученными знаниями, студенты, отвечая на тестовые задания или решая творческие вопросы, зачастую пользуются дополнительными материалами, тем самым исключается самовыражение собственных мыслей и устные ответы.
  5. В отечественной системе образования присутствует недостаток кадрового обеспечения ведения онлайн-курсов. Большинство преподавателей не подготовлены к более массированному переходу на электронное обучение как профессионально, так и морально.

Все несовершенства ЭУК вытекают одно из другого и взаимосвязаны друг с другом. Если решить систему оценки и мотивации, сразу разрешаются проблемы незавершенности курсов и массовости. В настоящее время ЭУК является темой дискуссии на предмет будущего высшего образования. С уверенностью сказать, что онлайн-курсы полностью заменят традиционное образование, утверждать пока рано.

Система электронного обучения английскому языку

Нет сомнения в том, что дистанционное обучение английскому языку открывает новые возможности в обучении и самообучении, значительно расширяя и информационное пространство, и информационную сферу обучения. Используя самые современные формы информационного обмена, системного и межсистемного взаимодействия, обучение на расстоянии предоставляет новые механизмы реализации межпредметных, межнаучных и социокультурных связей.

В ходе такого обучения учащиеся должны приобретать и применять знания. Организация самостоятельной деятельности обучаемых предполагает использование новейших педагогических технологий, способствующих формированию социальных качеств личности (умению выполнять различные социальные роли, решая сложные познавательные задачи). Информационная сфера обучения английскому языку должна быть неограниченной по объему и открытой для информационного взаимодействия, доступа и использования всеми субъектами образования. С другой стороны, она должна быть определяемой стандартами обучения, координируемой системами обучения и управляемой учителями английского языка. То есть информационная сфера в качестве среды обучения английскому языку должна иметь мощное систематизированное ядро (базовую среду обучения), которое порождает эту сферу и все информационные процессы, и отношения

Личностно-ориентированная система образования предполагает возрастание самостоятельности ученика в качестве ее подсистемы. Дистанционное обучение английскому языку, использующее сетевые технологии и интернет, позволяет реализовать в полном объеме информационные права всех участников учебного процесса, и в частности, ученика в качестве интеллектуальной подсистемы образования и в качестве отдельной социальной системы. Система контроля за усвоением знаний и способами познавательной деятельности, умением применять полученные знания в различных ситуациях должна носить систематический характер и строиться как на основе оперативной обратной связи (должна быть возможность обращения к преподавателю), так и отсроченного контроля.

Предоставляя принципиально новые средства обучения, дистанционное обучение английскому языку открывает и новые формы школьного обучения. Однако значимость и роль средств дистанционного обучения английскому языку в системе среднего образования можно определить только при рассмотрении их во взаимосвязи со всеми другими средствами обучения – субъектными, печатными, компьютерными (мультимедийными).

Учитель английского языка в качестве носителя знаний и, следовательно, средства обучения не только передает свои знания и активизирует все компоненты системы обучения, но и воспроизводит содержание обучения английскому языку в доступном для восприятия виде, помогает систематизировать получаемую учеником информацию и внедрить ее в его личную систему знаний. Исходная информационная система сначала разлагается им на составляющие элементы и отношения, затем воссоздается в голове ученика. Печатные (книжные) и компьютерные средства обучения английскому языку содержат модели изучаемых знаний и являются самостоятельными объектами обучения только в усеченной системе обучения – без учителя.

Английский язык в режиме онлайн – это уникальная возможность получить дополнительное образование или обновить свои знания, не выходя из дома. Компьютер с подключением к интернету позволит посещать уроки английского языка в виртуальных школах, которых много в интернете на других языках. Виртуальная действительность интернет-технологий воссоздает настоящую атмосферу обучения в классе с учителем-профессионалом дома или в офисе. Появляется возможность изучать язык в уютной домашней обстановке в удобное время и в заданном темпе.

Обзор платформ для создания ЭУК

За последнее десятилетие многие известные компании разработали платформы для онлайн-обучения, проведения вебинаров, тестирования. Рынок предоставляет сейчас бесплатные и платные платформы. Тем самым, мы получаем возможность не только разработать курс и обучать людей, но и продавать его.

Система дистанционного обучения (СДО) – это программное обеспечение, которое помогает решить практически все проблемы, связанные с онлайн-обучением. Для создания онлайн-курса преподавателю достаточно выбрать СДО, разработать структуру курса и подготовить материал.

Ранее СДО пользовались исключительно образовательные организации, т.к. за установку и поддержку отвечал один человек. На сегодняшний день с СДО не возникает таких проблем, и пользователи могут разобраться с вопросами установки сами, а техподдержка имеется уже практически у всех платформ. Рассмотрим несколько наиболее известных сервисов:

Google Classroom

Google соединила сервисы для получения образования в один современный новый, который стал называться Classroom. Изначально сервис работал только с учебными организациями. Для этого нужно было иметь личный аккаунт и зарегистрированный домен, но с конкретного этапа Google Classroom стал доступен и для любого желающего, у которого уже имеется аккаунт Google. Если же вы, учебная организация, то для вас есть отдельная система Google for education.

Плюсы Google Classroom:

  • хранилище Google Диск;
  • подходит как для образовательной организации, так и для педагогов;
  • русский и понятный интерфейс;
  • бесплатная платформа;
  • логично выстроены стандартные функции (публикация теоретического материала, заданий, общение, исправление ошибок).

Минусы:

  • пользователям обязательно нужно иметь аккаунт Google;
  • неудобные ссылки на Класс;
  • отсутствует тестовый контроль;
  • недостаточное количество инструментов;
  • последнее является проблемой отчасти, т.к. можно использовать Google формы для создания тестового контроля.

Moodle

Moodle, является виртуально обучающей средой, в которой вы можете, управлять курсами, управлять обучением в целом. Представляет собой свободное веб-приложение, предоставляющее возможность создавать полноценные сайты для онлайн-обучения.

Плюсы Moodle:

  • поддержка педагогических образовательных сценариев;
  • визуальный контроль выполненного материала;
  • представлено огромное количество учебных элементов;
  • поддержка дифференцированного обучения;
  • разработаны плагины, который помогут создать вам курс.

Минусы:

  • требуется установка на сервере;
  • сложность в изучении системы;
  • системные требования к ПК.

Online Test Pad

OnlineTestPad – современный сервис, который занимается разными видами тестирования и создания онлайн-образования.

Разработчики сервиса не так давно показали линию новоразработанных средств, одним из них оказывается и СДО. Когда-то данная платформа занималась только контролем знаний, но на сегодняшний день OnlineTestPad является сформированной площадкой для создания и реализации собственных онлайн-курсов. Комплексные задания – последний дополнительный инструмент.

В OnlineTestPad есть три вида регистрации: саморегистрация, ручная регистрация, импортирование файлов.

Плюсы СДО OnlineTestPad

  • добавление дополнительных материалов (текст, видео);
  • тестирование;
  • бесплатная платформа;
  • отсутствие установки;
  • достаточное количество разнообразных полезных инструментов.

Минусы

  • неудобная регистрация пользователей;
  • наличие рекламы.

Udemy

Это иностранная платформа, которая имеет русский интерфейс, где разберется абсолютно любой пользователь. Udemy допускает создавать как публичные (открытые), так и приватные, в которых преподаватель управляет процессом записи студентов на курс. Данная платформа для частных клиентов будет представлена бесплатно, а вот для любого вида организаций, она будет платная.

Плюсы Udemy

  • присутствие публичных и приватных курсов (бесплатно);
  • функция для создания платных курсов;
  • имеются готовые тесты и задания;
  • более 2/3 части контента – это видео.

Минусы 2/3 части контента – видео. Это является одновременно и преимущество, и недостаток – образовательный материал воспринимать легко, но создание видео занимает достаточное количество времени.

iSpring Market

Одна из российских платформ для создания и размещения онлайн-курсов с различным контентом.

Плюсы iSpring Market

  • адаптивность под устройство;
  • собственные программы обучения;
  • разнообразие настроек для курсов;
  • интеграция с Zoom;
  • геймификация обучения;
  • возможность подключить собственный домен;
  • интеграция с Google Analytics и Яндекс.Метрикой;
  • круглосуточная техническая поддержка.

Минусы

  • отсутствие мобильного приложения;
  • система платная, присутсвует наличие бесплатного тестового периода (14 дней).

Stepik

Stepik – популярная российская платформа для создания ЭУК. Данной платформой можно пользоваться как платно, так и бесплатно. При бесплатном пользовании возможно создавать только открытые курсы. Также, на данной платформе есть возможность получать сертификаты об окончании обучения. Контент курсов на Stepik не обязывает добавлять интерактивный контент на курс, можно создавать и текстовые курсы.

Плюсы STEPIK

  • бесплатные публичные курсы;
  • наличие приватных курсов (возможность коммерциализировать);
  • разнообразие типов тестов (задач);
  • контент не привязан к видео (возможность создавать текст).

Минусы

  • сложность в понятии работы данной платформы;
  • некорректная работа автоматических уведомлений.