Понятие видеоконференции
Видеоконференция представляет собой эффективное средство для построения и поддержания контактов. Современные системы позволяют участникам не только видеть и слышать друг друга, но и обмениваться данными и вместе их обрабатывать – вне зависимости от того, где находятся участники конференции. Обстановка видеоконференций максимально приближена к личному общению, при этом технология позволяет применять видеосвязь тогда, когда встреча по той или иной причине невозможна либо требует больших финансовых и временных затрат.
Видеоконференция – это двухсторонняя или многосторонняя связь для передачи звука и изображения, которая может использоваться для всех типов связи, когда в дополнение к передаче звука необходима визуализация.
Существует два основных типа видеоконференций — персональная и групповая. Персональная видеоконференция подразумевает сеанс видеосвязи, в котором участвует всего двое. Под групповыми же видеоконференциями подразумеваются все остальные виды видеоконференций.
Посредством видеоконференции возможно проведение различных учебных мероприятий: конференций, семинаров (открытых занятий) по наиболее актуальным темам дисциплин, защиты проектов, презентаций, круглых столов, на которых обучающиеся имеют возможность выступить с сообщением, представить результаты проделанной работы. Проведение совместных мероприятий в режиме видеоконференции способствует расширению, закреплению и совершенствованию знаний обучающихся, развитию коммуникативных навыков, умения конструктивно, логично, кратко излагать мысли, передавать их основную суть, представлять итоги проделанной работы.
Алгоритм разработки урока-видеоконференции
По своей сути, урок-видеоконференция – это такой же урок, но проводимый в режиме онлайн-трансляции и с использованием электронных и мультимедийных учебных материалов. Все основные функции, свойственные обычному уроку, должны соблюдаться и при проведении онлайн-уроков. Давайте обо всем по порядку. Итак, вы решили проводить такие уроки. С чего начать?
1. Выбор веб-платформы для видеоконференций
В настоящее время имеется большое количество платформ для проведения видеоконференций и онлайн-уроков с различным функционалом. Необходимо ознакомиться с их техническими возможностями и ограничениями и выбрать платформу, которая удовлетворяет вашим требованиям и будет удобна в использовании как преподавателю, так и ученикам.
2. Прорепетируйте онлайн-урок
Выбранную платформу стоит сначала протестировать в рабочем режиме с коллегами, друзьями или родными: включить, понажимать на разные кнопки, понять, что получается, что не получается и почему.
3. Выбор рабочего места
Рабочее место не должно быть заваленным посторонними вещами. А фон его должен быть нейтральным, чтобы было как можно меньше отвлекающих факторов для студентов, освещение – хорошим, одежда удобной, но официальной, а кресло комфортным.
4. Рабочий стол
На компьютере должно быть достаточно места для установки необходимых программ и максимально качественное интернет-соединение. Начиная онлайн-занятие, нужно остановить все загрузки, закрыть закладки, попросить домашних не смотреть ролики на YouTube и ничего не скачивать, потому что возрастает нагрузка на канал и соединение может прерываться.
Если все подготовительные процедуры вами пройдены, то самое время приступить к подготовке самого онлайн-урока.
Итак, что из себя будет представлять алгоритм проведения урока.
- Определите тему урока.
- Определите тип урока (анонсирующий, вводный, повторение предыдущих тем и др.)
- Поставьте цели занятия.
- Выберите самую оптимальную форму урока, исходя из технических и технологических особенностей.
- Решите, каким способом информация будет представлена перед студентами (презентация, таблицы, диаграммы, графика, текст и т. д.).
- Выпишите основные тезисы по теме урока.
- Подготовьте необходимые материалы, которые понадобятся ученикам: ссылки на сайты, пособия, электронные книги и др.
- Разработайте самостоятельные задания для каждый темы (подтемы) урока. Подумайте над системой оценивания: как и за что будет ставиться оценка.
- Определите продолжительность урока. Учитывайте, что длительность непрерывной работы за компьютером должна быть не более 30 минут (нормы СанПиН) Распределите время урока.
- Подробно распишите ход занятия.
- После проведения урока необходимо проанализировать его. Что удалось/не удалось достичь из задуманного? С какими сложностями столкнулись? Обязательно получите обратную связь от учащихся. Именно она даст вам возможность понять правильный путь вы выбрали или нет.